Советы "речного волка" (меры безопасности на водоемах)
В жаркий день человек решил искупаться. Вода - как парное молоко. Он входит в прогретую солнцем воду и плывет в волнующей тело прохладе, получая при этом несказанное удовольствие. Пловец отплывает от берега все дальше и дальше. И вдруг... резкий холод, словно клешнями, схватывает все его тело. Становится трудно дышать, ноги сводят судороги, они перестают слушаться. <br> Это верный признак, что пловец попал в "ключи". То есть, он оказался над тем местом, где на дне водоема бьют родники, из которых даже в самый жаркий день вытекает холодная до ломоты в суставах вода.
Не всякий купающийся способен выплыть из опасного места, когда его сведенные мышцы "кричат" от боли, а ноги и руки не способны разогнуться. Надо иметь достаточные плавательные навыки, чтобы не утонуть в такой ситуации.
Кроме того, при резких перепадах температуры у пловца может произойти спазм сердечной мышцы, приводящий к нарушению кровотока в сердце -острой сердечной недостаточности. Это и есть всем известный инфаркт. И сопровождается инфаркт "ножевой" болью в левой стороне груди. Находясь вдали от берега и чувствуя при этом сильные боли в сердце, позвать на помощь бывает совсем не просто. Кричащего может никто не услышать - на столько слаб его голос.
Вода она тем и опасна, что здесь можно, как говорится, споткнуться на ровном месте.
Наиболее тяжелые травмы возникают при нырянии в водоем в незнакомом или непроверенном месте, а также при нырянии с большой высоты, когда ныряльщик не успел принять правильное положение при вхождении в воду. Случается, что он, "не зная брода", то есть, не убедившись, насколько глубоко в том месте, где он собирается нырнуть, разгоряченный палящим солнцем прыгает, и натыкается на близко расположенное дно или находящийся под водой предмет (лодку, бочку, ящик, корягу). При сближении на большой скорости с дном или затопленным предметом он получает сильнейший удар в голову. От такого удара, во-первых, он может потерять сознание, и это, заметьте, под водой! А во-вторых, у него происходит резкое сгибание шеи вбок или на зад, что приводит к смещению или перелому шейных позвонков. Это так называемая "травма ныряльщика".
При смещении или переломе позвонков часто происходит сдавливание или повреждение спинного мозга, вплоть до его разрыва. В результате таких воздействий в той части спинного мозга, что расположена ниже места перелома, нарушается ин нервация (проведение нервных импульсов) по нервам, отходящим от него. А это значит, что все мышцы, находящиеся ниже места перелома, разом перестают работать.
Поэтому ныряльщик, получивший травму спинного мозга в шейном отделе позвоночника, в результате смещения или перелома шейных позвонков не способен шевельнуть ни рукой, ни ногой. А он в этот момент, напомню, еще находится под водой. То есть, ныряльщик, даже если он и в сознании, оказывается не способным вынырнуть самостоятельно. Если своевременно не подоспеет помощь окружающих, он рискует захлебнуться.
Однако на берегу в момент ныряния может никого не оказаться. Или же люди, находящиеся возле водоема, не заметили факта ныряния. Может быть и так, что они видели, как человек нырнул, но не придали значения тому, что он не торопится выныривать. Вдруг он просто решил пошутить? - могут подумать они. В таком случае помощь захлебывающемуся под водой травмированному ныряльщику придет с опозданием. Если вообще придет.
Помимо того, у пострадавшего возможны вторичные травмы. Они появляются в моменты доставания его из воды, дальнейшей транспортировки, неумелого оказания первой медицинской помощи. В таких случаях возникают дополнительное смещение сломанных позвонков, более сильное сдавливание спинного мозга смещенными позвонками, а также травмы спинного мозга и отходящих от него корешков (нервных волокон) острыми краями сломанных позвонков.
Травма спинного мозга часто оказывается гибельной для человека. Если его все же удалось спасти, то не исключено, что такой человек на всю жизнь останется инвалидом, прикованным к постели: повреждения спинного мозга, как правило, сопровождаются параличами.
Вода таит в себе опасность, оставаясь для человека средой, если не враждебной, то, по край ней мере, противоестественной для него? Надо всегда об этом помнить.