Методические рекомендации по ОКСИОН
Создание системы общероссийской комплексной системы
информирования и оповещения населения (ОКСИОН) в Республике Карелия
I. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания органам местного самоуправления содействия по размещению элементов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее – ОКСИОН) и определяет последовательность действий по организации информирования и оповещения населения с использованием технических средств видео и аудио отображения информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
1.2. Организация информирования и оповещения населения с использованием технических средств отображения информации ОКСИОН о чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с нормативными актами:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне";
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны";
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»;
приказ МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а так же пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;
приказ МЧС России, Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» от 07 декабря 1998 г. № 701/212/803 «Положение о системах оповещения гражданской обороны»;
совместный приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. № 428/432/321 «Положение о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации»;
совместный приказ МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Положение о системах оповещения населения».
II. Цели и задачи ОКСИОН
ЦЕЛЬ ОКСИОН
Повышение эффективности действий населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также реабилитации пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций населения путем внедрения современных технических средств массовой информации
ЗАДАЧИ ОКСИОН
1. Сокращение сроков гарантированного оповещения о ЧС.
2. Повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения.
3. Повышение оперативности информирования населения о ЧС.
4. Увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения.
5. Повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности.
6. Повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического видеонаблюдения.
ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления: Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), объединённая система оперативно-диспетчерского управления в ЧС (ОСОДУ), единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволит избежать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.
Основными направлениями деятельности при решении указанных задач являются:
· Разработка и совершенствование концептуальных системных, нормативных, правовых и организационных основ ОКСИОН.
· Формирование нормативной правовой базы для создания, развёртывания и эксплуатации элементов ОКСИОН.
· Создание научно-методической основы и внедрение инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических акций.
· Выбор, развитие, совершенствование и внедрение передовых информационных технологий и программного обеспечения в интересах массового и индивидуального информирования и оповещения населения.
· Разработка структуры и требований к компонентам ОКСИОН.
· Техническое и рабочее проектирование ОКСИОН, разработка проектно-сметной и эксплуатационной документации.
· Разработка системы информационного обеспечения ОКСИОН.
· Организация работы по подготовке информационных материалов.
· Поэтапное развёртывание и эксплуатация ОКСИОН на территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
III. Виды элементов ОКСИОН
· «Бегущая строка»
· Светодиодная панель
· Плазменная панель
· Мобильный комплекс информирования и оповещения населения
IV. Рекомендации к размещению.
В целях достижения максимальной эффективности по развитию ОКСИОН рекомендуется:
· размещать элементы системы в местах массового пребывания людей на муниципальных зданиях (администрация района, отделение милиции, школа, дом культуры и т.д.).
· управление «бегущей строкой», плазменной (LCD панелью) с рабочего места оператора единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС).
Пример организации работы
Главным управлением МЧС России по Республике Карелия.
ВАРИАНТ № 1 . Внедрение на элементах транспортной инфраструктуры района - вокзалы:
Главным управлением МЧС России по Республике Карелия (далее - Главное управление) совместно с администрацией автовокзала проведена работа по установке элемента системы – полноцветная панель (LCD телевизор, диагональю 50”).
ФИНАНСИРОВАНИЕ: LCD телевизор – за счет администрации автовокзала, единовременный платеж;
УПРАВЛЕНИЕ экраном: дежурный по автовокзалу, с помощью ПЭВМ или удаленно – Главным управлением по выделенному каналу связи, за счет федеральных средств.
ВАРИАНТ № 2. «Бегущая строка» на зданиях и сооружениях различных форм собственности (в местах массового пребывания людей).
Главным управлением был проведён конкурс, выявлен победитель и размещены элементы «Бегущая строка» на здании Главного Управления (ул. Дзержинского, 9) и на здании Главного управления (ул. Правды, 25а).
ФИНАНСИРОВАНИЕ: «Бегущая строка» – за счет рекламного агентства «Линия», единовременный платеж;
УПРАВЛЕНИЕ бегущей строкой: удаленно через ПЭВМ, канал связи, ЕДДС или от Главного управления. Посредством сотовых операторов – (НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – управляющий компьютер должен быть подключен к INTERNET, цена канала – 100 рублей в месяц, при смене информации 2-3 раза в сутки) из любого места.
ВАЖНО: наличие бесперебойного питания. (В случае отключения электричества элемент системы должен функционировать. Решение – установка UPS).
Возможно предоставление ресурсов Системы для коммерческой рекламной деятельности на временных отрезках, свободных от решения задач в интересах МСЧ России. За счет доходов, получаемых от коммерческой деятельности, планируется покрытие расходов на эксплуатацию Системы, а также ее модернизацию и развитие.
Распределение времени вещания:
- 30 % эфирного времени транслируется информация Главного управления;
- 70 % эфирного времени – информация собственника: рекламная продукция, объявления и т.д.
Для того, чтобы повысить заинтересованность представителей коммерческих структур, оказывающих помощь в приобретении элементов системы, имеет смысл определить цену за аренду рекламного места минимальной (500-700 р.). Таким образом у администрации появится возможность получать прибыль от размещения рекламной конструкции, накапливать средства для увеличения количества элементов системы, а рекламодатель в свою очередь будет заинтересован в приобретении элемента системы.
На первоначальном этапе потребуются финансовые вложения, но эти затраты окупаются, а впоследствии приносят прибыль и возможность для наращивания полноценного функционирования – приборы радиационного и химического контроля, видеонаблюдения, громкой связи и т.д.
Расширение системы ОКСИОН позволит эффективно и своевременно оповещать население муниципальных районов и городских округов о текущей обстановке, чрезвычайных ситуациях и иной информации в интересах населения.