Примерный сценарий проведения Дня Нептуна в детских оздоровительных лагерях
Ведущий в форме МЧС(ГИМС):
Ребята, как Вы видите по моей форме, я работаю в МЧС и сегодня пришел к Вам не случайно. Нам нужна Ваша помощь. Дело в том, что в Единую службу спасения МЧС по телефону 01,(051) сегодня утром поступил необычный звонок. К нам за помощью обратился сам Нептун - царь морей и океанов мы записали его просьбу, и выглядит она вот таким образом:
Вот что он нам поведал очень-очень грустным голосом:Жил царь морской на дне морском,
Без дела не скучал:
Корону чистил он песком
Да корабли качал.
И потому и уцелел,
Что жил на дне морском.
И он, друзья, как парус, бел,
Был добрым стариком.
Но продолжаю свой рассказ:
Дракон жестокий как-то раз
Украл Русалку – дочь его –
И так заколдовал:
Ни принц, ни молодец, ни кто
Русалки не сыскал.
А сам Нептун загоревал,
На дне морском сидит
И ждет, что кто-нибудь из вас
Дракона победит!
Итак, ребята, как Вы поняли, попросил нас Нептун помочь вернуть ему любимую дочь Русалочку, потому что это в море он всемогущ, а на суше он бессилен и не может справиться со Змеем Горынычем. Вы, наверное, понимаете, что настоящим спасателям дел сейчас хватает: и грибников, заблудившихся в лесу искать, и яхты, севшие на мель вызволять и пожары тушить, особенно в лесах Карелии их сейчас много бушует. В общем, хватает дел, вот и пришел я к Вам за помощью. Нужно помочь старику освободить Русалочку и вернуть ее домой в царство подводное. Поможем Нептуну?
Путь к логову Дракона предстоит Вам нелегкий. Каждая команда пойдет своим маршрутом, и он будет указан на карте, которую получат капитаны.
Придется пройти Вам через пропасть по навесному мосту, развести в лесу костер, чтобы согреться, а затем потушить его, до последнего уголька. На третьем этапе нужно пойти на юг, как указано в карте. Стороны света Вы определите по особым приметам. На Юге найдете логово Змея Горыныча, сразитесь с ним и потушите пламя, вырывающееся из трех его огнедышащих голов. В помощь Вам у логова Горыныча спрятаны различные средства пожаротушения. Команде прибывшей первой к логову будет дано право выбрать, из трех одно средство, то которое на Ваш взгляд самое эффективное. Каждая команда должна потушить одну голову огнедышащего Дракона. Справитесь со Змеем общими усилиями , найдете Русалочку в лесу и вместе с ней выйдете к берегу озера. На берегу, Вы вызовете Нептуна, и на радостях Царь морей одарит Вас всех по Вашим заслугам. Итак, вперед Юные спасатели, на встречу приключениям. Для того, чтобы лучше распознавать команды на этапах, мы вам выдаем опознавательные ленты (футболки) синего, красного и желтого цвета. За эстафету и другие задания вам будут начисляться призовые баллы, и в соответствии с количеством баллов будут выдаваться закладки. У кого в конце всех испытаний будет больше всего закладок – та команда и победит.
Вперед! Карта вам укажет путь к нужному этапу!
(Команды, согласно карте, проходят этапы до последнего сухопутного этапа – Бой с Драконом. На карте каждой команды указывается направление по этапам)
Этап «Преодоление пропасти»:
На мостик дети поднимаются по приставленному к дереву толстому бревну. Подвесной мостик натягивается между деревьями, дощечки на котором на расстоянии 50 см друг от друга связаны между собой веревкой. Выше натянуты с двух сторон мостика веревки, за которые дети держатся, ступая по мосту. Далее протянуты две веревки, одна выше другой примерно на 1 м 20 см, по нижней веревке дети перебираются, держась за верхнюю веревку. Дойдя до цели (края пропасти) дети спускаются на землю по деревянной приставной лестнице.
(Этап организует, отвечает за безопасность детей и судит физ. рук детского лагеря. Прохождение этапа командой оценивается по затраченному времени. Наименьшее время, затраченное командой 3 балла, наибольшее соответственно 1 балл)
Этап «Костер в лесу»:
Команда по карте определяет точку , где ей необходимо выбрать безопасное место для костра. Члены команды собирают сухие дрова в лесу для костра, лопатой снимают слой дерна, огораживают место костра камнями , разжигают костер. Рядом находится судья-консультант, который при необходимости рассказывает детям, как правильно поступать, учитывая при этом их самостоятельность, правильность действий и время , затраченное на разведение костра. Задает вопросы, каким образом можно в лесу затушить костер перед тем, как покинуть стоянку? Дети рассказывают. На этапе приготовлены четыре 3-килограммовых порошковых огнетушителя. Если есть необходимость судья- консультант показывает, как привести в действие огнетушитель, если нет такой необходимости, наблюдает, как дети тушат костер огнетушителем. Прохождение этапа оценивается по правильности действий, ответов и затраченному времени.
Этап : «Ориентирование на местности»:
Команда по карте определяет место проведения этапа. На найденной на местности точке команда находит свежеспиленный пень с ярко выраженными годовыми кольцами , муравейник и деревья с мхом на коре и количеством сучьев большим с южной стороны стволов. По этим приметам члены команды определяют стороны света - юг и север. Согласно карте им необходимо идти на юг, где расположено логово Змея Горыныча.
Команда должна по приметах на местности определить стороны света (по веткам, годовым кольцам на пне, муравейнику, мху на стволе и т.д.); Прохождение этапа оценивается по правильно установленным приметам, по правильности определения необходимого направления и времени , затраченному на прохождение этапа.
Последний этап: «Сражение с Драконом»
Декорации на этапе готовит персонал лагеря. Змей Горыныч представлен в виде трех огнедышащих (горящих) голов. Это могут быть три коряги напоминающие головы Дракона или нарисованные на картоне три головы Дракона, прикрепленные к корягам. Нужно учесть, что картонные головы сгорают очень быстро, и ребята в таком случае не могут проявить свои знания, умение и сноровку. Опыт показывает, что лучше найти три деревянные коряги или корневища, имитирующие головы дракона их можно зажечь заранее, до подхода детей к последнему сухопутному этапу. У
« логова Дракона» находятся три средства пожаротушения, песок с лопаткой, ведро с водой и ранцевый огнетушитель или кошма. Команда, прибывшая первой на этап, выбирает наиболее эффективное на ее взгляд средство пожаротушения. Команда выбирает одного из членов, самого на их взгляд подготовленного или взрослого. Который тушит одну из голов. После успешного окончания боя с одной из голов, команда направляется в лес на поиски Русалочки. Команда, справившаяся с головой первая получает 3 балла, и соответственно другие команды 2 и 1 балл. Команды приходят к четвертому этапу примерно в одно время и идут искать Русалочку, как показывает опыт, все вместе. Русалочка в лесу поет песенку, и кто-то из ребят ее находит и приносит своей команде дополнительные- 3 балла.
Русалочка спасена, и ребята вместе с ней поют веселую песню и кружатся в хороводе. Необходимо запастись фонограммой нескольких песенок «Чунга-Чанга», «Танец маленьких утят» и т.д.
Все команды идут к берегу и зовут Нептуна:
Нептун –царь морей возвращайся к нам скорей»
Нептун в лодке, украшенной гирляндами из искусственных зеленых цветов и белых лилий или из водорослей и водяных лилий заранее должен направиться к берегу, чтобы детям не пришлось его долго ждать.
Появляется Нептун можно со свитой из дельфинчиков –помощников на лодке. На веслах матрос в спасательном жилете Нептун высаживается на берег и отправляет лодку назад за лесок)
На нем соответствующий наряд. Первый раз мы наряд для Нептуна сделали из частой рыболовной сетки. Парик и бороду использовали Деда Мороза, корону и трезубец смастерили сами.
Нептун выходит из лодки к ребятам на берег со словами:
Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском
Весь усыпан янтарем.
Но не мил мне дворец
И державный венец
Пока дочь моя, Русалочка,
В плену у Змея Горыныча
Свету белому не радуется.
Ребята выводят к нему Русалочку
Нептун: Вы Дракона победили,
Мою дочь освободили.
И теперь мы с ней вдвоем
Снова дружно заживем.
Но что-то Русалочка не весела
Светлу голову повесила
Русалочка: Обронила батюшка свои драгоценности я в озеро глубокое, в
воду синюю, поэтому и грустно мне.
Нептун: Может кто-то из ребят поможет отыскать твои ожерелья?
Ребята из каждой команды по два идут в воду и стараясь не мутить ее ищут драгоценности Русалочки, которые находятся на дне не вдалеке от берега в пластмассовой бутылке. Они отыскивают две бутылки, в одной оказываются драгоценности , а в другой записка. Драгоценности отдают Русалочке.
Бутылку с запиской берет Нептун. Открывает пробку, к которой прикреплен небольшой сверток. На свертке всевозможные задания-игры, в которые Нептун предлагает поиграть ребятам и обещает самых умных, ловких и смелых одарить подарками.
Нептун зовет к себе на помощь спасателя и инспектора ГИМС.
Нептун: Вы лучше всех из людей знаете, как себя вести на воде,
вот и помогите мне оценить у какой команды самые хорошие знания, и кто из них на воде самый ловкий и сам не утонет и другому поможет в беде?
1 соревнование на воде: В 4 метрах от берега на воде находятся 3 надутых небольших мячика к ним привязаны на веревочках грузики, которые лежат на дне. Каждой команде дают тир попытки бросить спасательный круг, необходимо попасть каждой команде на свой мяч.
Судят это соревнование инспектор ГИМС и Спасатель. Баллы присуждаются в зависимости от результата –одно меткое попадание –один балл
2 соревнование на воде: Ребятам дают Конец Александрова. Спасатель рассказывает, как он используется для спасения утопающих, дает ребятам сделать по пробному броску. Затем команды делают по три броска одновременно, чтобы заметить, кто дальше в озеро от берега забросит конец Александрова. Баллы начисляются по трем попыткам.
3 соревнование: Оказание первой медицинской помощиутопающему. Проводит и оценивает спасатель, (или парамедик, или волонтер из Карельского отделения Российского общества «Красный крест», соответственно доставляют оборудование электронный макет «Гоша» для обучения способам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.)
Сначала спасатель показывает, как проводится оказание первой доврачебной помощи пострадавшему, а затем представители каждой команды выполняют оказание помощи самостоятельно. Правильность действий ребят высвечивается на световом табло на манекене. Оценивает действия в баллах спасатель, проводящий соревнование на данном этапе. ( Если нет манекена, можно показать действия на ком-то из ребят или просто рассказать, как это делается.)
4 соревнование на воде: Спасатель заносит в воду мешок с надутыми разноцветными воздушными шарами. Члены команд выстраиваются на берегу и по очереди бегут в воду и выносят на берег по одному шарику. Какая команда больше других соберет шариков та получает три балла, другие соответственно 2 и 1 балл.
5 соревнование( теоретическое): вопросы задает Нептун, а оценивает правильность ответов инспектор Государственной инспекции по маломерным судам.
Вопросы первой команде: если первая команда не может ответить отвечают члены других команд, зарабатывают дополнительные баллы.
- Чем отличается яхта от катера
- Что в лодке делает «рыбина»?
- Как звали кота в сказке Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот»?
- Как называется дежурство на корабле?
- Какой герой вытащил себя из болота за волосы вместе с конем?
- Что должен обязательно надеть на себя человек, выходящий на лодке на водоем?
- Сколько человек может кататься на «тузике»?
- Как матрос Фукс изучал такелаж яхты «Беда»?
- С какого возраста можно управлять моторной лодкой?
- Почему г. Петрозаводск называют портом пяти морей и что это за моря?
Вопросы второй команде:
- Что делает капитан, когда докладывает «делаем 10 узлов»?
- Каким образом Мюнхаузен спас свой корабль от течи в трюме?
- Что значит «бить склянки»?
- Что означает и как расшифровывается сигнал СОС?
- Какой живой мотор использовал капитан Врунгель для быстроходности яхты «Беда»?
- Как называется лестница на корабле?
- Как называется безопасный путь для судов?
- В какой книге Жюля Верна встретились герои трех его произведений?
- Есть ли в оборудовании гребной лодки лопасти?
- Зачем на судне нужна «кошка»?
Вопросы третьей команде:
- Как называют подводные скалы?
- Какое название носил корабль Христофора Колумба, когда он вышел в плавание?
- Как далеко можно заплывать в организованном месте купания?
- Как называется кухня на корабле?
- В каком романе Жюля Верна из-за вот такой же выловленной бутылки герои побывали на всех континентах Земли?
- Кто самый внимательный на пляже?
- Зачем в лодке нужна «банка»?
- Как называют повара на корабле?
- Когда можно купаться в каменном карьере г. Петрозаводска?
- Что нужно делать, если в воде тебе свело ногу?
А теперь я Вам расскажу поучительные истории о том, как людям удавалось выжить и спастись в самых невероятных случаях, благодаря знаниям:
-рассказывает, как добыть пресную воду на необитаемом острове или в пустыне.
-как добыть огонь, когда нет спичек при помощи веревочки и палочки и др. примеры из журнала ОБЖ.
Все вместе ребята под фонограмму поют финальную песню.
Тут появляется лодка Нептуна, захваченная пиратами. Матрос в ней связан)
Пираты: Эй, Нептун! Мы захватили твое судно! Теперь захватили и эту удобную бухту! Отдавай нам в заложницы свою дочку Русалочку, мы ее на клады подводные у Змея морского обменяем!
Нептун: Да кто вы такие, чтобы со мной морским царем тягаться? Дочку мою на побрякушки Змеиные менять? Кто разрешил вам нарушать законы моих владений, правила судовождения и пожарной безопасности (Нептун выбивает трубку из рук у одного из пиратов)
Пираты: Мы пираты! Мы не признаем никаких законов, кроме собственных, и никого не боимся!
Нептун: Нет, кончилось время разбоя в моих владеньях! А ну-ка, ребята, покажите этим разбойникам, что бывает с теми, кто себя неправильно ведет? Ребята все вместе выбрасывают пиратов из лодки в воду.
Пираты просят пощады: О, владыка морей и океанов! Мы отныне признаем твою силу и готовы подчиняться всем законам твоего подводного государства! Даже членами Карельского добровольного пожарного общества готовы стать , пусть меня проглотит акула!
Нептун: Докажите свою силу да удаль в честном бою, потягайтесь силой с молодцами из лагеря «Айно», победите их пойдете с нами чай с праздничным пирогом пить, а нет отправлю Вас на необитаемый остров выживать. Тяните канат, а разбойничать я никому не позволю.
Соревнование по перетягиванию каната. Побеждают, конечно, ребята из лагеря, но прощают пиратов.
Нептун: А теперь, ребята, я хочу вместе с Русалочкой по-царски наградить победителей-спасителей. Давайте –ка сосчитаем заработанные в состязаниях баллы. Какая команда у нас заняла первое место?
Команды считают закладки, которые они получали на этапах в соответствии с полученными баллами.
Нептун и Русалочка награждают победителей.
Русалочка говорит слова благодарности ребятам и всех приглашает на чаепитие с пирогами в столовую.
Все вместе поют финальную песню и идут пить чай с пирогами.
Необходимые реквизиты :
1. Лента 3 цветов по 3 метра каждого или футболки .
2. 3 карты- схемы сухопутного маршрута на территории лагеря и прилегающему к ней лесу.
3 .Подвесное препятствие между деревьев ( Толстая веревка -100 метров, крепкие дощечки, толщиной -20 мм ), две лестницы.
4. Секундомеры -3 .
5. Муравейник на местности, свежеспиленный пень с годовыми кольцами.
6. Дрова, хворост для трех костров.
8. 4 заряженных огнетушителя.
9. Коряга в виде 3 голов дракона.
10.Ведро с водой, ведро с песком и лопатой и ранцевый огнетушитель или кошма.
11.Канат.
13. Магнитофон и муз.записи.
14.Лодка, украшенная водорослями.
15. Три спасательных круга.
16. Три конца Александрова.
17. Воздушные шарики-50 штук.
18. Украшения Русалочки.
19. Костюмы Нептуна, Русалочки, пиратов.
18. 3 надувных мячика небольшого размера, можно пластмассовые бутылки.
Призы для 3 команд по 15 человек.
Отдел ГИМС ГУ МЧС России по Карелии.