Рассказ о настоящем капитане - Алексей Петрович Смирнов, начальник ГИМС КАССР
О.Э. Мошников, инженер ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Карелия» в гостях у ветерана Алексея Петровича Смирнова - начальника Государственной инспекции по маломерным судам КАССР.
Посетил я гостеприимный дом супругов Смирновых в канун празднования 23-й годовщины со дня образования МЧС России. И этот день в судьбе хозяина квартиры – не случаен. Алексей Петрович стоял у истоков основания ГИМС МЧС России – Государственной инспекции по маломерным судам Карелии, органично вошедшей в состав регионального МЧС.
Живут Алексей Петрович со своей женой Верой Николаевной вместе уже 55 лет. Дочь – красавица. Двое внуков и столько же правнуков. Стариков в семье уважают. Навещают. Помогают. Нет-нет да и товарищи по работе зайдут проведать. Вот и я выбрал время – заглянул. Правда, знакомство у меня с Алексеем Петровичем было недолгим – с 2004 по 2005 год, когда я был начальником отделения пропаганды Госкомитета РК по ГО и ЧС, а мой старший коллега – начальником Государственной инспекции по маломерным судам нашего чрезвычайного ведомства. Вот и сейчас, встретившись и присев на диван, мы заговорили о любимой работе. О морских и житейских дорогах.
Родился Алексей Смирнов в 1933 году в Воронежской области в селе Ворон-Лазовка. После войны семья Смирновых – отец, мать и пятеро детей – переехали в Карелию в город Беломорск. Отец – шкипером, мать – матросом работали на несамоходных судах – лихтерах. После окончания 7 класса к ним присоединился и сын Алексей. Вскоре сын пересел на буксиры, чтобы везти лихтеры по Белому морю. Однажды Алексей даже выручил родителей, когда их несамоходное судно получило пробоину, и было посажено на мель. Шкипер Смирнов помог команде лихтера с ремонтом, после чего судно отправилось дальше в Ленинград. Родители Алексея Смирнова дальше северной столицы не хаживали. Зато Алексей Петрович повидал полмира. Правда, суда, на которых ходил Смирнов, были понадежней лихтеров. Но, чтобы освоить современные теплоходы, оснащенные сложными навигационными приборами, мощными двигателями, нужно было учиться. И Алексей не заставил себя упрашивать. После окончания в 1971 году Петрозаводского речного училища Алексей Смирнов был назначен капитаном на теплоход «Балтийский-53». Со временем Беломорско-Онежское пароходство приобретало новые корабли, росла «семья» «Сормовских», «Балтийских», «Волго-Балтов». Чтобы управлять ими, необходимо было глубокое знание морского судовождения, и Алексей Петрович получил заочно еще одно образование – закончил Ленинградское мореходное училище.
На современных судах ходил Алексей Смирнов в Баренцево, Балтийское, Черное, Азовское, Средиземное и примыкающие к ним моря, побывал в странах Скандинавии, Дании, Нидерландах, Германии, Англии, Греции, Италии, Турции. По водным артериям страны со смешенным грузом доводил и не раз свое судно до Ирана. Экипаж, подчеркнул Алексей Петрович, это одна семья, дружная, проверенная. От каждого человека зависит состояние судна, его боевой дух, будь то кок, боцман или матрос. Запомнился случай, когда экипаж, состоящий из 18 человек, принял приглашение сыграть в футбол с береговой командой в порту города Гамбург. Победила дружба. Трудовые авралы, вахты, образцовое содержание палубы, фальшборта, корпуса судна и умение отдыхать в кают-компании под баян и гитару – хорошо сплачивают команду, если сам капитан является во всем примером и щедро делится накопленным опытом. Но, как подчеркнул капитан Смирнов, послабление – в виде празднования какого-либо торжества, купания в теплых средиземных водах или тресковой рыбалки в Северном море – было возможно только после четырех учебных тревог: аварийной, шлюпочной, «человек за бортом» и пожарной. У Смирнова – не забалуешь! Но дело того стоило.
Таким же требовательным и справедливым капитаном, мудрым и толковым руководителем был Алексей Петрович и в бытность начальником Государственной инспекции по маломерным судам КАССР, а затем и Республики Карелия. На этом посту отважный капитан проработал ровно 20 лет. И здесь пригодились его знания и опыт. В подчинении Смирнова было 30 госинспекторов на все города и веси Карелии, на все многотысячные северные водоемы. Задача руководителя состояла в том, чтобы наладить работу в районах, выбрав главные приоритеты деятельности ГИМС, направленные в первую очередь на обеспечение безопасности населения республики. За время работы в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Карелия Смирнову приходилось встречаться с разного рода щекотливыми ситуациями, но специалисты ГИМС, под его началом, выходили из них с честью.
2013 год у Алексея Петровича – юбилейный. 6 сентября ему исполнилось 80 лет. У меня, после посещения дома заслуженного человека, сам собой сложился рассказ о настоящем капитане, за плечами которого интересная, честная, трудовая жизнь. Вот что писала в своей статье об Алексее Петровиче Смирнове в 1983 году корреспондент газеты «Водник Карелии» В. Печерина: «О капитанах написано немало книг. О них слагают стихи и песни. Но ни в каких строках не передать ту ответственность, которая на них возлагается. Нелегкое бремя приходится им нести. Работа капитана – это многочасовая вахта на мостике, когда судно следует в новом районе плавания, чуткое прислушивание к шуму волн и ветра. И даже в недолгие часы сна слышит он, как идет судно, всегда готов прийти к своим помощникам. Он должен следить, чтобы все службы на судне работали четко. Он является и воспитателем молодых членов экипажа… Он в ответе за все». Хочется добавить к репортажу журналиста еще много теплых строк о работе Алексея Петровича и в Беломорско-Онежском пароходстве, и в Государственной инспекции по маломерным судам, которым он отдал 55 лет жизни. Ответственность и компетентность – вот жизненные принципы опытного моряка.
Труд ветерана Беломорско-Онежского пароходства и Главного управления МЧС России по Республике Карелия оценен по достоинству. Алексей Петрович показал мне, разложив на журнальном столике, только малую толику почетных грамот и наград различных министерств и ведомств. Ну и, конечно, особенной гордостью ветерана является – орден «Трудового Красного знамени», врученный капитану Смирнову в 1966 году Указом Президиума Верховного Совета СССР. А еще, кроме медалей и грамот, Алексей Петрович Смирнов – всей своей жизнью – заслужил свою самую главную награду – почет и уважение работавших и служивших с ним людей, которые могут дополнить мой рассказ и сказать множество добрых слов в адрес настоящего капитана!