Информация для журналистов
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
для представителей средств массовой информации
"МЧС РОССИИ: в вопросах и ответах"
Уважаемые коллеги!
Данное справочное пособие создано для предупреждения появления некорректных публикаций в СМИ, в которых содержится критика или негативные оценки деятельности МЧС России, не имеющие под собой оснований, а так же для избежания ненужных конфликтов со СМИ.
Сотрудники Главного управления МЧС России по Республике Карелия заинтересованы в тесном и конструктивном сотрудничестве со СМИ и постоянно проводят работу по расширению контактов с редакциями газет и журналов, радио и телекомпаниями, информационными агентствами. В результате число материалов о нашей деятельности постоянно растет, расширяется круг журналистов, участвующий в освещении этой тематики.
Но вместе с тем, анализ публикуемых материалов показывает, что в них недостаточно полно освещается героика борьбы с пожарами, финансовое и материально-техническое обеспечение противопожарной службы, роль руководителей предприятий, органов власти и местного самоуправления в исполнении требований федерального законодательства в области. Практически отсутствуют публикации по основам безопасного поведения населения в быту.
Материалы носят в основном информационный характер, чаще всего в них сообщается лишь о возникновении пожара, чрезвычайной ситуации и ходе их ликвидации. Недостаточно публикуется материалов о служебной деятельности, быте рядового сотрудника, пропагандирующих профессионализм работников МЧС при исполнении служебного долга.
Имеют место случаи неправильного указания должностей и наименования органов. В публикуемых материалах употребляются выражения, фразы и термины, несущие негативную оценку работы деятельности МЧС России, искажающие действительность.
Надеемся, что это пособие поможет вам в работе, и позволит сэкономить время при подготовке материалов. Данное пособие будет пополняться по мере поступления вопросов требующих разъяснения
Отделение информационного обеспечения деятельности Главного управления МЧС России по Республике Карелия приглашает к сотрудничеству все средства массовой информации заинтересованные в получении достоверной и объективной информации.
Контактный телефон (факс): (8142) 730-213
Территориальным органом МЧС России, уполномоченным решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, смягчения их последствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на территории Республики Карелии является Главное управление МЧС России по Республике Карелии.
Полное название звучит как Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелии.
- Единый телефон спасения - 01, с мобильных телефонов - 112, 101.
- Телефон доверия ГУ МЧС России по Республике Карелия - 8 (8142) 79-99-99.
Пожарные приехали на пожар без воды!
Спит как пожарный, пожарные пожар проспали...
По каким причинам пожарным не удается оперативно прибыть к месту возгорания?
Кто несет ответственность за тушение лесных пожаров?
Какие правила должны соблюдать туристы и любители экстремальных видов спорта, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения вовремя получить помощь?
Как долго выясняются причины пожаров?
Пожарные приехали на пожар без воды!
Пожарная машина не может приехать на пожар без воды. Это исключено. Автоцистерны, прибывающие на пожар, везут, в зависимости от марки автомобиля, от 2,5 до 7 тонн воды. На тушение огня, вода подается под давлением. При работе хотя бы одного ствола (причем не самого мощного) время работы автоцистерны без установки на водоисточники составляет 7,5 минут. Расход воды на один ствол в секунду - 3,5 литра, то есть через 5-6, максимум 13 минут (в зависимости от колличества поданых стволов) и автоцистерна пуста. И тогда машина должна встать на стационарный водоисточник. В городе это гидранты, в сельской местности естественные или искусственные водоемы.
И если летом источники водоснабжения в основном не подводят, то в зимний период проблемы возникают довольно часто. Бывает что пожарным, вместо того чтобы тушить огонь, приходится при помощи лома и лопаты, разыскивать под снегом колодец гидранта. В сильные и долгие холода зимой возникает еще одна проблема: большинство гидрантов, не выдержавают холодов, замерзают. У пожарных есть отогреватель для водоисточников, но на то, чтобы привести его в рабочее состояние требуется минут пятнадцать драгоценного времени. В таких случаях пожар приходится тушить подвозной водой. Машина, слив привезенный запас воды, идет заправляться к ближайшему исправному гидранту или пожарному водоему, а к тушению привлекаются дополнительные силы гарнизона.
Для того чтобы при тушении пожара не возникали заминки и перерывы, первая машина, прибывающая на пожар, расходует привезенный запас воды на тушение огня, а вторая машина, имея привезенный запас воды, все равно сразу становится на водоисточник для организации бесперебойной подачи воды. Именно это обстоятельство и создает иллюзию у обывателей и журналистов, что цистерна приехала пустая и встала на заправку. Такое суждение может возникнуть, если не иметь специальные знания, описанные выше.
По каким причинам пожарным не удается оперативно прибыть к месту возгорания?
Среди причин, препятствующих быстрой ликвидации пожара, одной из главных является неправильное поведение самих потерпевших.
а) Попытка граждан самостоятельно справиться с огнем приводит к потере драгоценного времени.
В случае обнаружения возгорания необходимо действовать следующим образом.
В жилых помещениях при обнаружении возгорания необходимо сразу же вызвать пожарных, после чего незамедлительно покинуть помещение.
В зданиях с массовым пребыванием людей - учреждениях и организациях - о возгорании извещаются руководители и должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности. По прибытии к месту возгорания они должны:
· сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, поставить в известность руководство и дежурные службы объекта;
· в случае угрозы жизни и здоровью людей немедленно организовать эвакуацию, используя для этого имеющиеся силы и средства;
· прекратить все работы в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с ликвидацией пожара;
· организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
· сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава.
б) Низкий уровень культуры водителей – на загруженных транспортом дорогах многие водители не пропускают вперед машины со специальными сигналами.
В настоящее время действуют абстрактные радиусы выезда пожарных расчетов: в городе – 4 км, в сельской местности - 10 км. В федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вступил в действие в мае 2009 года, определено нормативное время прибытия пожарных подразделений для ликвидации пожаров: в городе – до 10 минут, в сельской местности – до 20 минут. Это требование достаточно жесткое, но МЧС России пошло на него сознательно, понимая ответственность за жизни и имущество людей.
В крупных городах существует проблема «пробок». Ее решение требует комплексного подхода. Но одним из важнейших аспектов является уровень культуры населения. Необходимо учить наших граждан, водителей пропускать машины со специальными сигналами.
Но только культуры безопасности недостаточно. Нужен комплексный подход – от оптимального размещения пожарных депо до организации дорожного движения. При этом ответственность за состояние пожарной безопасности, правильную организацию дорожного движения, ремонт дорожного покрытия, строительство автостоянок, паркингов и развязок несут соответствующие руководители исполнительной власти. И от эффективности их работы во многом зависит и пропускная способность дорог, и экологическая составляющая, и социальное настроение у водителей и пешеходов, и оперативность действий пожарных и спасателей, а в конечном итоге – сохранность жизней, здоровья и имущества людей.
в) Из-за несанкционированных парковок машин затруднены подъезды к жилым и административным зданиям.
Нередки случаи, когда из-за несанкционированных парковок транспорта пожарные машины не могут подъехать к жилым и административным зданиям. В результате, не удается быстро ликвидировать очаг возгорания.
Проблема кроется не только в низком уровне культуры водителей, но и в отсутствии в крупных городах мест для парковок транспорта. Водители вынуждены оставлять свои машины на тротуарах, у подъездов жилых домов, часто перекрывая люки пожарных гидрантов.
Решение этой проблемы – задача местных органов исполнительной власти, в чьем ведении находятся вопросы строительства гаражей, паркингов, стоянок для машин и обеспечение возможности беспрепятственного подъезда спецтранспорта к месту чрезвычайной ситуации.
г) Неисправность систем противопожарного водопровода.
Одной из причин несвоевременного тушения пожаров является неисправность противопожарного водопровода. В соответствии с правилами пожарной безопасности:
· Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
· Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
· При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
· Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
· У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Поддерживать гидранты в рабочем состоянии, устранять неисправности должны организации, отвечающие за эксплуатацию сети наружного противопожарного водоснабжения.
Кто несет ответственность за тушение лесных пожаров?
Тушение лесных пожаров не является законодательно закрепленной функцией МЧС России.
В соответствие со статьей 83 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации» полномочия по охране лесов, в том числе тушение лесных пожаров, возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с передачей им соответствующих субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 97 указанного Федерального закона и статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» осуществление государственного пожарного надзора в лесах возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Это закреплено пунктом 5.2(1).7. положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327.
МЧС России организует государственный пожарный надзор и организацию тушения пожаров в населенных пунктах, а также осуществляет тушение пожаров на территориях при угрозе распространения огня на населенные пункты, нефте- и газопроводы, потенциально опасные и другие объекты экономики.
Тушение лесных пожаров за рубежом МЧС России выполняет по поручению Правительства РФ. Финансирование данных работ осуществляется в рамках международных соглашений.
Какая работа проводится МЧС России по предупреждению коррупционных проявлений со стороны инспекторов Государственного пожарного надзора (ГПН) и инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС)?
Поскольку проблема коррупции существует, МЧС России принимает самые жесткие меры для ее искоренения.
В Министерстве создана комиссия по предупреждению и пресечению коррупции. Ведется постоянная работа по реализации основных направлений ведомственной антикоррупционной программы. Проводятся открытые встречи и семинары с представителями бизнес-сообществ и хозяйствующих субъектов по вопросам взаимоотношений с надзорными органами и прозрачности деятельности МЧС России при осуществлении государственного пожарного надзора.
Издан «Сборник по вопросам осуществления государственного надзора и взаимодействию с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проведении мероприятий по контролю», получивший одобрение бизнес-сообщества и используемый им в работе.
За деятельностью должностных лиц ГПН и ГИМС при осуществлении ими функций по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности и безопасности на водных объектах осуществляется строжайший контроль.
Снижению административного давления на бизнес и количества коррупционных проявлений в сфере пожарного надзора способствует и принятый федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также внедряемый аудит пожарной безопасности. Теперь собственник может сам выбирать форму пожарной защиты своего объекта, а за инспекторами пожарного надзора остались, в основном, крупные предприятия и социально-значимые объекты с массовым пребываем людей.
В Республике Карелия, как и в других субъектах Российской Федерации действуют «телефоны доверия». Их список размещен на официальном сайте МЧС России. Номера телефонов постоянно публикуются в региональных СМИ. Номер "телефона доверия" Главного управления МЧС россии по Республике Карелия (8142) 79-99-99. В МЧС России функционирует единый федеральный круглосуточный «телефон доверия» - (495) 449-99-99. Его цель - изучение общественного мнения о работе подразделений МЧС России и выявление фактов превышения полномочий сотрудниками Министерства. По этому телефону также можно получить консультации по вопросам пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах.
Хотелось бы напомнить, что факт коррупции – это преступление, как со стороны того, кто берет взятку, так и со стороны того, кто ее дает.
К сожалению, некоторые лица, не желая обеспечить выполнение норм и правил пожарной безопасности или безопасности на водных объектах в полном объеме, пытаются решить вопросы другими путями. Не задумываясь о возможных последствиях – потере имущества, а подчас – здоровья и жизни людей.
Какие правила должны соблюдать туристы и любители экстремальных видов спорта, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения вовремя получить помощь?
Нередко спасателей МЧС России упрекают в недостаточно быстром и точном реагировании при поиске пропавших туристов и любителей экстремальных видов спорта. Однако следует учесть, что спасатели не могут обязать любителей острых ощущений регистрироваться в спасательной службе или запретить выход на маршрут из-за недостаточной подготовленности группы. Согласно Конституции Российской Федерации, граждане имеют свободу передвижения по всей территории страны. Спасатели могут только рекомендовать поступать тем или иным образом. Остальные действия приверженцев активного образа жизни диктуются их здравым смыслом.
Если случается беда, спасатели МЧС России всегда приходят на помощь. Причем безвозмездно для потерпевших. Между тем, спасение - дело дорогостоящее. Например, один час работы вертолета стоит около 60 тысяч рублей. Если прибавить зарплату специалистов, техническое обеспечение, сумма получается немалая.
Трагических последствий и затратных действий можно избежать при соблюдении несложных правил:
1. Есть территории, из соображений безопасности закрытые для туристов (лавиноопасные горные склоны, реки с непроходимыми порогами и т.д). Нарушающие эти запреты подвергают свою жизнь реальному риску.
2. При выходе на маршрут необходимо зарегистрировать группу в местной спасательной службе и записать номера телефонов, по которым можно обратиться за помощью. Процедура несложная, но в результате спасатели будут знать маршрут группы и контрольные сроки возвращения. Кроме того, это позволит спасателям дать полезные рекомендации, исходя из уровня квалификации туристов.
В Республике Карелия это можно сделать в Карельской республиканской поисково-спасательной службе (КРПСС) которая находится в городе Петрозаводске на улице Онежской флотилии, дом 43-А. Телефон: (8142) 73-35-16).
Так же зарегистрироваться можно в администрациях районов Карелии и в поисково-спасательных отрядах службы спасения, которые находятся в г. Кондопоге - тел.: (81451) 5-10-85, г. Медвежьегорске - тел.: (81434) 2-13-01, г. Кеми - тел.: (81458) 5-68-90 и г. Сортавала - тел.:(81430) 2-29-13.
Крайне желательно, чтобы в ходе движения по выбранному маршруту руководитель группы один раз в сутки связывался по телефону со спасателями и докладывал о своем местонахождении.
3. Выходя на маршрут, обязательно нужно взять с собой не только современные средства связи, мобильные и спутниковые телефоны, но и обыкновенные карты и компас. До сих пор на планете есть места, где мобильные телефоны могут оказаться бесполезными, а карта и компас никогда не подведут. Очень хорошо зарекомендовали себя при поиске людей радиомаячки. О том, какое средство связи будет наиболее эффективно на данном маршруте также можно посоветоваться со спасателями на стадии подготовки похода.
4. Как правило, драматично заканчиваются случаи, когда люди, попав в трудную ситуацию, не знают, как сообщить о случившемся, как помочь спасателям в поисках. Также очень важно знать, как сохранять жизнеспособность группы во время ожидания помощи.
Самое главное – не поддаваться панике. В первую очередь нужно определить ориентиры, которые следует сообщить спасателям. Важно иметь навыки оказания доврачебной помощи, так как в группе могут быть пострадавшие. Необходимо рассчитать, сколько будет идти помощь, распределить продукты на весь срок и позаботиться о ночлеге. Ожидая помощь, следует занять группу каким-нибудь делом. И, разумеется, нужно помнить, что помощь придет непременно. Главное – терпение.
Спит как пожарный, пожарные пожар проспали...
В русском языке с исторических времен существуют выражения, которые употребляют применительно к описанию работы пожарных. Многие из них, с истечением времени, утеряли свой первоначальный смысл и в современной действительности звучат обидно и формируют негативное общественное мнение о работе противопожарной службы МЧС России.
Фраза "ПОЖАРНЫЙ НА РАБОТЕ СПИТ" (У этой фразы есть масса вариаций, типа "СПИТ КАК ПОЖАРНЫЙ", "ПОЖАРНЫЕ ПРОСПАЛИ" и т.д.) имела актуальное значение в исторические времена, когда срок службы пожарных составлял 25 лет, а работали и жили они прямо в пожарных частях. Соответственно там они и ели, и спали, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Служба пожарных была тяжелая. Подъем в 5 часов утра, рабочий день длился 15-16 часов. Утром пожарные становились на молитву, затем чистили лошадей, занимались уборкой двора. В перерывах между пожарами отдыхали "дома". Возможно увиденные когда-то горожанами заспанные, усталые лица пожарных и породили это выражение.
В настоящее время служба пожарных начинается в 8.00 утра, продолжается ровно сутки, затем пожарные трое суток отдыхают. В распорядке дня дежурного караула есть сон, но зачастую воспользоваться этой возможностью не получается. Ежедневно на пульт "Единой службы спасения-01" поступает 30-50 сообщений о пожарах, загораниях, задымлениях, осуществляются выезды на горение мусора и травы, на подгорание продуктов (по вызову соседей о запахе дыма в подъезде), по ложным вызовам. А с недавнего времени пожарные подразделения выезжают не только для тушения пожаров, но и ликвидация последствий ДТП, оказание помощи населению и пр., кроме того ежедневно проводятся учебно-тренировочные занятия.
Таким образом, выражение "Пожарный на работе спит" уже не является актуальным.
Пожарный или пожарник?
До сих пор возникают разногласия при употреблении терминов "ПОЖАРНЫЙ" и "ПОЖАРНИК". Позицию огнеборцев верно изложил Владимир Гиляровский в рассказе "Под каланчой": "Меня, старого москвича и, главное, старого пожарного, резануло это слово. Москва, любовавшаяся своим знаменитым пожарным обозом – сперва на красавцах лошадях, подобранным по мастям, а потом бесшумными автомобилями, сверкающими медными шлемами, - с гордостью говорила – Пожарные! И вдруг: "Пожарники!". Что-то мелкое, убогое, обидное…
В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон. Они добывали деньги, часть которых шла на оброк в господские карманы. Делалось это под видом сбора на "погорелые" места. Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня. "Горелые оглобли" – острили москвичи, но все-таки подавали. Когда у ворот какого-нибудь дома в глухом переулке останавливались сани, ребятишки вбегали в дом и докладывали: "Мама, пожарники приехали!".
Вот откуда взялось это, обидное для пожарных, слово "Пожарники".
Есть еще одно объяснение разницы слов "Пожарные" и "Пожарники". Оно дано в словаре Ожегова. Пожарные там – борцы с огнем, а Пожарники – погорельцы.
Шланги и рукава...
Нередко журналисты и обыватели высказываясь по поводу пожара или описывая работу пожарных говорят: "тушили из шлангов". Это выражение является неверным, поскольку в нашей профессиональной терминологии значения слов "шланги" и "рукава" не смотря на схожесть, разные.
Согласно технических паспортов, пожарные рукава имеют больший диаметр и используются для подачи воды и тушащих веществ.
Пожарные дюритовые шланги имеют меньший диаметр и используются только для забора пенообразователя из посторонней емкости.
Таким образом, специальные средства, используемые пожарными для тушения огня – это чаще всего пожарные рукава. Именно такую профессиональную терминологию мы и РЕКОМЕНДУЕМ использовать журналистам, описывающим работу пожарных. Например: "Пожарные провели боевое развертывание - проложили рукавную линию".
Терминология...
В сводках, которые готовит отделение пропаганды и связи с общественностью ГУ МЧС России по Республике Карелия, при описании крупных пожаров употребляются некоторые специальные термины.
Вот значения некоторых из них:
Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных, для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
Силы и средства пожарной охраны – личный состав пожарной охраны, пожарная техника, средства связи и управления, огнетушащие вещества и иные технические средства, находящиеся на вооружении пожарной охраны.
Тушение пожара – боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Боевые действия – предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.
Основная боевая задача – достижение локализации и ликвидации пожаров в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.
Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.
О категориях пожаров...
Часто, услышав, что пожар был повышенной категории сложности, "что это значит?".
Поясняем: Номер (ранг) пожара – условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств гарнизона, привлекаемых к тушению пожара.
В Республике Карелия выделяют 3 категории сложности пожара, в зависимости от которых и определяется количество задействованной техники и личного состава.
Вызов № 1. Поступило сообщение о задымлении или пожаре, на место вызова выехало 2 отделения на двух основных пожарных автомобилях (автоцистернах) и если возгорание произошло в здании от 4 этажей и выше то высылается автолестница. Обнаружен пожар. Приступили к тушению.
Вызов № 1БИС. Подтверждено сообщение о пожаре. При нехватке сил и средств дополнительно запрашиваются в помощь еще 2 отделения из соседних районов. Всего на месте пожара работают 4 отделения.
Вызов № 2. Подтверждено сообщение о пожаре. При большой площади горения, нехватке сил и средств, отсутствии водоисточников и других проблемах, запрашиваются дополнительно еще 4 отделения из соседних районов. Всего на месте пожара работают 8 отделений. По указанию руководителя тушения пожара привлекаются дополнительная специальная техника: автолестница, автомобиль порошкового тушения, автомобиль связи и освещения, автомобиль газодымозащитной службы.
Вызов № 3. Подтверждено сообщение о пожаре, сложная обстановка, запрошены дополнительные силы. Обстоятельства, аналогичные вызову № 2. Всего на месте пожара работают 16 отделений.
Как долго выясняется причина пожара?
Согласно ст. 144 УПК РФ доследственная проверка по установлению обстоятельств и причины возникновения пожара проводится органом дознания в течение трёх суток. По решению руководителя органа дознания этот срок может быть увеличен до 10 суток.