5 февраля 2018, 11:50
15
5 минут

В Карелии состоялась 12-я «Лыжня Антикайнена»

На прошлой неделе состоялась 12-я в новейшей истории «Лыжня Антикайнена». Это событие имеет огромное значение, поскольку посвящено оно разгрому лыжным отрядом под командованием Тойво Антикайнена ставки белофинских интервентов  в деревне Кимасозеро. Этот поход стал  высоким образцом военного искусства в ходе подавления так называемого «Карельского восстания». Уже через несколько лет по этому маршруту стали проводиться походы. Легендарная лыжня стала школой воспитания.

В этом году по традиции участие в лыжне приняли сотрудники МЧС. Маршрут движения заранее был проверен и согласован. В деревне Кимасозеро участники лыжного перехода (12 км) и активисты поискового движения возложили гирлянды с российским триколором к памятному знаку в честь похода отряда Антикайнена, к могиле ругозерских коммунаров Гурьева и Маркова, замученных белофиннами в конце 1921 года, а также к братской могиле бойцов 1 погранотряда павших в боях с финскими оккупантами в июле 1941-го. Во время привала в рамках Года культуры безопасности сотрудники ГИМС провели беседу с участниками мероприятия по правилам безопасного поведения на водоемах в зимний период.

Историческая справка о походе батальона под командованием Тойво Антикайнена.

Курсанты осуществили лыжный бросок, преодолев более 900 км от станции Масельга до Кимасозера, где располагалась база основных сил восставших. Они уничтожили штаб и склады противника, заняли 7 деревень, станцию «лыжной почты». В ходе 9 боевых столкновений уничтожили и захватили в плен 117 мятежников, освободили 30 советских военнопленных.

Иконен Отто Генрихович, участник похода:

Все наши усилия были направлены на быстроту движения. Шли иногда по десять — двенадцать километров в час, бывали даже отдельные суточные переходы в семьдесят — восемьдесят километров, например, переход от д. Пенинга до д. Чолка (80 километров).

Вообще надо отметить, что хорошая лыжная подготовка курсантов во многом помогла преодолению трудностей похода.

Временами путь наш пролегал через многочисленные озёра и болота, в которых под снегом оказывалась незамерзшая вода. Лыжи намерзали и движение на них становилось невозможным, приходилось их снимать и нести, а по воде и снегу переходить в брод в валенках. Обычно после таких трудных участков приходилось устраивать привал. Зажигались костры из целых сухих деревьев, так называемые «ракотулет», на которых сушились валенки и прочие вещи.

Тойво Антикайнен был на редкость требовательным и чутким командиром. Во время похода, в движении и на привалах он успевал быть всюду, всё заметить и вовремя распорядиться. Он ни на минуту не выпускал из своего поля зрения не только общих для всего отряда вопросов, но и занимался отдельными товарищами, если они нуждались в его внимании, заботе и помощи. При всем этом мы никогда не видели его усталым. А на отдыхе, у костров, это был прекрасный товарищ, весёлый и жизнерадостный, умеющий вовремя сказать живое, острое слово и поднять дух своих бойцов.

Лахти Бруно Самойлович, участник похода:

В день нашего движения по дороге на Кимасозеро, нам навстречу оттуда вышли три белофинские команды, общей численностью в 20-25 человек. Они направлялись в Конецостров, чтобы, ввиду слухов о приближении Красной Армии к Реболам, дошедших до финского штаба в Кимасозере, образовать гарнизон в Конецострове (пока опасность не угрожала Реболам, финны не считали нужным иметь там гарнизон). О том, что красные находятся не только в Реболах, но движутся уже к Кимасозеру, белофинские главари и не предполагали. Если бы хоть одна из высланных в Конецостров трёх команд могла вернуться в Кимасозеро и сообщить о нашем появлении, внезапность была бы утеряна и задание могло оказаться сорванным. Поэтому для того, чтобы никого из встречных белобандитов преждевременно не обращать в бегство, мы себя выдавали за финских «добровольцев» из Хельсинки, направлявшихся им на поддержку. Финский язык был для нас родным, а наши красные пятиконечные звезды скрывались капюшонами маскировочных халатов. Это давало нам возможность, при встрече с белофиннами, вступать с ними в разговор, не будучи ими опознанными. Обычно выступал вперёд Тойво Антикайнен, выдававший себя за некоего капитана Риутта, приезда которого бандиты давно уже ожидали.

Тойво Антикайнен вступал с ними в непринуждённую беседу, узнавал, что его интересовало о противнике, а потом неожиданно раздавалась его громкая команда оторопевшим и испуганным бандитам: «Руки вверх!»

 При написании материала была использована книга Геннадия Фиша «Падение Кимасозера».

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (814-2) 78-28-51
Телефон приёмной (секретарь)
(8142) 79-99-99
Единый «телефон доверия»
gu@10.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)